МУЛЬТТЕРАПИЯ
КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОНР
Проблема профилактики нарушений голоса у
детей старшего дошкольного возраста с ОНР в настоящее время очень актуальна.
Перегрузки голоса, социальные и экологические проблемы приводят к тому, что с
каждым годом количество детей, имеющих нарушения голоса стремительно
возрастает.
Гипотезой данного исследования является
предположение о том, что предложенная нами система занятий с использованием средств
мульттерапии будет способствовать эффективной профилактике нарушений голоса и
повышению уровня сформированности голосовых параметров у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР.
Объект - мульттерапия как профилактическая
работа по предупреждению нарушений голоса и развитию голосовых параметров у
детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предметом стала система , включающая в себя создание мультфильма
и направленная на развитие параметров
голоса и его нарушений.
исследования – провести
профилактическую работу по предупреждению нарушений голоса и развитию голосовых
параметров у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами мульттерапии.
Задачи:
-изучить
психолого-педагогическую литературу по теме исследования
-подобрать методики для констатирующего
эксперимента
-определить уровень сформированности голосовых
параметров у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
-выявить детей, входящих в группу риска по
возникновению нарушений голоса
-разработать систему занятий по мульттерапии,
направленную на профилактику нарушений
голоса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
-провести профилактику нарушений голоса у
детей с использованием разработанной нами системы занятий
-провести итоговое обследование детей по
методикам констатирующего эксперимента
Новизна и
значимость исследования. Нами
разработан и введен комплекс специальных занятий по мульттерапии, направленный
на нарушений голоса у детей.
значимость.
Материалы могут быть в практической
деятельности , логопедов, специальных ДОУ с целью
профилактики нарушений голоса у детей с ТНР.
Голос человека — это поток звуков, образуемых голосовым
аппаратом человека и отличающихся высотой, силой, тембром.
Нарушения представляют собой (афонию) или расстройство (дисфонию) вследствие патологических голосового аппарата. Дефекты подразделяются на и периферические, из которых быть органическим функциональным.
Мульттерапия - метод
реабилитации детей через творчество и радость; одно из новых направлений
арт-терапии.
Активная
мульттерапия – это создание мультфильмов с детьми. В работе могут
использоваться различные материалы: цветная бумага, пластилин, фломастеры,
крупы, природный и бросовый материал, разноцветные ленточки и лоскутки,
материалы для конструирования.
Пассивная мульттерапия – это
просмотр мультфильмов с детьми. Педагог в процессе образовательной деятельности
должен обязательно смотреть мультфильм вместе с детьми, комментировать
происходящее, задавать вопросы детям, отвечать на вопросы детей, обсуждать
поведение героев.
Mульттерапия
особенно актуальна в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, так как
для них очень важна наглядность и творческий подход.
-экспериментальная работа профилактике нарушений голоса
проводилась на «Детский сад №32» комбинированного вида г. Гусь-Хрустальный. проведения опытно- работы были 18 детей старшего возраста в 5-6 лет с ОНР.
Целью экспериментального исследования изучение голосовых параметров у детей дошкольного возраста и проведение
профилактики нарушений голоса посредством создания пластилинового мультфильма.
Для данного были использованы адаптированные
методики Е.Ф. Архиповой: «Методика обследование
речевого дыхания», методика «Обследование модуляций голоса по высоте», методика «Обследование
модуляций голоса по силе» и методика «Воспроизведения тембра голоса».
В результате проведенного исследования мы
установили, что голосовые параметры у старших дошкольников характеризуются
недостаточно высоким уровнем развития
В частности, детям тяжело
дается модуляция своего голоса по силе, тембру, воспроизведение различных
интонационных структур, интонированию постепенного движения мелодии
снизу-вверх, сверху-вниз.
Также мы провели опрос детей с
помощью специально разработанного опросника с целью изучения уровня
осведомленности детей об охране и
гигиене голоса и выявили, что 84% детей не соблюдают гигиену голоса, а
значит, находятся в группе риска возникновения нарушений голоса.
С задачей профилактики
нарушений голоса и развития уровня голосовых параметров был проведен
формирующий эксперимент. Предварительно
дети разделены на однородные подгруппы. В приняла участие экспериментальная
подгруппа в количестве 9 .
В структуру коррекционно – педагогической работы
был введен комплекс специальных занятий по профилактике нарушений голоса у
дошкольников, в том числе средствами мульттерапии. В частности, нами было
проведено 12 занятий, с частотой
проведения 2 раза в неделю длительностью
30 . Три из этих занятий имели профилактическую направленность. Обращалось
большое внимание на то, чтобы голосовой аппарат ребенка не перенапрягался.
Детям рассказывалось о важности соблюдения гигиены голоса. Занятия основывались
на сюжетах детских сказок.
Остальные
9 занятий были посвящены поэтапному созданию мультфильма о нарушениях голоса,
дети с нашей помощью разрабатывали сюжетную линию, продумывали внешность
героев, их моральный облик, действия и поступки. Затем дети создавали
пластилиновые фигурки действующих лиц, а также фон. После этого ребята помогали
нам запечатлевать малейшие движения героев на фотокамеру. Дальше мы монтировали
мультфильм с использованием специальных программ, и после того как работа была
завершена, состоялся просмотр мультфильма с последующим обсуждением, с целью
закрепления у детей полученных знаний об охране и гигиене голоса.
По
окончании коррекционно-педагогической работы, контрольная диагностика показала
положительный результат: в экспериментальной группе высокие показатели развития
голосовых параметров были отмечены у 44,4% детей, тогда как в контрольной группе
только у 33,3% детей. Средние показатели развития голосовых параметров в
экспериментальной группе показали 55,6% детей, против 33,3% в контрольной
группе. Дети с низкими показателями развития голосовых параметров в
экспериментальной группе отсутствовали, при этом в контрольной их было 33,3%.
Таким образом, в процессе
исследовательской работы подтвердилась та гипотеза, которая была поставлена в
начале: в ходе
целенаправленной работы по профилактике нарушений голоса с использованием
разработанного нами комплекса занятий по мульттерапии будет достигнута
оптимизация процесса коррекционной работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий