понедельник, 10 февраля 2020 г.


МУЛЬТТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Проблема профилактики нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в настоящее время очень актуальна. Перегрузки голоса, социальные и экологические проблемы приводят к тому, что с каждым годом количество детей, имеющих нарушения голоса стремительно возрастает.
Гипотезой данного исследования является предположение о том, что предложенная нами система занятий с использованием средств мульттерапии будет способствовать эффективной профилактике нарушений голоса и повышению уровня сформированности голосовых параметров у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект - мульттерапия как профилактическая работа по предупреждению нарушений голоса и развитию голосовых параметров у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предметом стала система , включающая в себя создание мультфильма и  направленная на развитие параметров голоса и его нарушений.
исследования – провести профилактическую работу по предупреждению нарушений голоса и развитию голосовых параметров у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами мульттерапии.
Задачи:
 -изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования
 -подобрать методики для констатирующего эксперимента
 -определить уровень сформированности голосовых параметров у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
 -выявить детей, входящих в группу риска по возникновению нарушений голоса
 -разработать систему занятий по мульттерапии, направленную на  профилактику нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
 -провести профилактику нарушений голоса у детей с использованием разработанной нами системы занятий
 -провести итоговое обследование детей по методикам констатирующего эксперимента
Новизна и значимость исследования. Нами разработан и введен комплекс специальных занятий по мульттерапии, направленный на нарушений голоса у детей.
значимость. Материалы могут быть в практической деятельности , логопедов, специальных ДОУ с целью профилактики нарушений голоса у детей с ТНР.  
Голос человека — это поток звуков, образуемых голосовым аппаратом человека и отличающихся высотой, силой, тембром.
Нарушения представляют собой (афонию) или расстройство (дисфонию) вследствие патологических голосового аппарата. Дефекты подразделяются на и периферические, из которых быть органическим функциональным.
Мульттерапия - метод реабилитации детей через творчество и радость; одно из новых направлений арт-терапии.
Активная мульттерапия – это создание мультфильмов с детьми. В работе могут использоваться различные материалы: цветная бумага, пластилин, фломастеры, крупы, природный и бросовый материал, разноцветные ленточки и лоскутки, материалы для конструирования.
Пассивная мульттерапия – это просмотр мультфильмов с детьми. Педагог в процессе образовательной деятельности должен обязательно смотреть мультфильм вместе с детьми, комментировать происходящее, задавать вопросы детям, отвечать на вопросы детей, обсуждать поведение героев.
Mульттерапия особенно актуальна в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, так как для них очень важна наглядность и творческий подход.
-экспериментальная работа профилактике нарушений голоса проводилась на «Детский сад №32» комбинированного вида г. Гусь-Хрустальный. проведения опытно- работы были 18 детей старшего возраста в 5-6 лет с ОНР.
Целью экспериментального исследования изучение голосовых параметров у детей дошкольного возраста и проведение профилактики нарушений голоса посредством создания пластилинового мультфильма.
Для данного были использованы адаптированные методики Е.Ф. Архиповой: «Методика обследование речевого дыхания», методика «Обследование модуляций голоса по высоте», методика «Обследование модуляций голоса по силе» и методика «Воспроизведения тембра голоса».
В результате проведенного исследования мы установили, что голосовые параметры у старших дошкольников характеризуются недостаточно высоким уровнем развития
В частности, детям тяжело дается модуляция своего голоса по силе, тембру, воспроизведение различных интонационных структур, интонированию постепенного движения мелодии снизу-вверх, сверху-вниз.
Также мы провели опрос детей с помощью специально разработанного опросника с целью изучения уровня осведомленности детей об охране и  гигиене голоса и выявили, что 84% детей не соблюдают гигиену голоса, а значит, находятся в группе риска возникновения нарушений голоса.
 С задачей профилактики нарушений голоса и развития уровня голосовых параметров был проведен формирующий эксперимент. Предварительно дети разделены на однородные подгруппы. В приняла участие экспериментальная подгруппа в количестве 9 .
В структуру коррекционно – педагогической работы был введен комплекс специальных занятий по профилактике нарушений голоса у дошкольников, в том числе средствами мульттерапии. В частности, нами было проведено 12  занятий, с частотой проведения 2 раза в неделю длительностью 30 . Три из этих занятий имели профилактическую направленность. Обращалось большое внимание на то, чтобы голосовой аппарат ребенка не перенапрягался. Детям рассказывалось о важности соблюдения гигиены голоса. Занятия основывались на сюжетах детских сказок.
Остальные 9 занятий были посвящены поэтапному созданию мультфильма о нарушениях голоса, дети с нашей помощью разрабатывали сюжетную линию, продумывали внешность героев, их моральный облик, действия и поступки. Затем дети создавали пластилиновые фигурки действующих лиц, а также фон. После этого ребята помогали нам запечатлевать малейшие движения героев на фотокамеру. Дальше мы монтировали мультфильм с использованием специальных программ, и после того как работа была завершена, состоялся просмотр мультфильма с последующим обсуждением, с целью закрепления у детей полученных знаний об охране и гигиене голоса.
По окончании коррекционно-педагогической работы, контрольная диагностика показала положительный результат: в экспериментальной группе высокие показатели развития голосовых параметров были отмечены у 44,4% детей, тогда как в контрольной группе только у 33,3% детей. Средние показатели развития голосовых параметров в экспериментальной группе показали 55,6% детей, против 33,3% в контрольной группе. Дети с низкими показателями развития голосовых параметров в экспериментальной группе отсутствовали, при этом в контрольной их было 33,3%.
Таким образом, в процессе исследовательской работы подтвердилась та гипотеза, которая была поставлена в начале: в ходе целенаправленной работы по профилактике нарушений голоса с использованием разработанного нами комплекса занятий по мульттерапии будет достигнута оптимизация процесса коррекционной работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий